Кимжа

Кимжа

                                                                                                                                                     Кимжа возникла в начале XVI века, когда здесь, в двух верстах от устья реки Кимжа, поселился крестьянин, пришедший с Пинеги. Деревня была известна своими промыслами, особенно литьём меди.

В Кимже язычество, старообрядчество и православие оставили особый след — до 1951 года в деревне не было кладбища, а умерших хоронили по их завету (там где попросят), чаще всего на их земельном наделе. Считалось, что дух предков будет охранять земельный надел и жилище от бед и напастей. До сих пор в деревне осталось несколько кладбищенских «островков» с массивными деревянными крестами.

В 80-х годах XX века в многосерийном художественном фильме «Михайло Ломоносов» Кимжа олицетворяла собой древние Холмогоры. В те же годы в Кимже снимался художественный фильм Ирины Поплавской «Матвеева радость».

У жителей Кимжи существует своё групповое прозвище — «чернотропы» (колдуны), так как жители соседних деревень считали, что некоторые из здешних действительно владели искусством ворожбы и заговора и могли насылать порчу и сглаз.

В деревне есть пятиглавая деревянная шатровая Одигитриевская церковь 1709 года постройки. Это основная достопримечательность. Её раставрируют, сохраняя первоначальный вид. Всего в деревне было три церкви, так как здесь селились раскольники, выстраивавшие свои слободы. Поселенцы Матрёниной слободы, называли себя «старообрядцами», а жителей другой — «староверами».

Привлекают внимания также старые деревянные покосившиеся амбары с табличкой «Памятник градостроительства и архитектуры. Подлежит государственной охране».

Деревня очень напомнила мне музей деревянного зодчества Малые Корелы. Только здесь все эти интересности воспринимается более ярко и живо, по-деревенски, а не по-музейному.

Продолжаем наш цикл рассказов о Кимже — одной из самых красивых деревень Русского Севера. Ссылка на начало рассказа — в первом комментарии к посту.

КРЕСТЫ.

Кресты на Мезени — явление, в общем-то, обыденное. А для приезжих абсолютная диковинка. А потому сами по себе являются достопримечательностью.
Северные кресты добротные, высокие, собраны из толстых брусьев, а на крестах рельефные надписи. В прежние времена было целое ремесленное производство крестов.

Какую роль мог играть крест?

1) Навигационная: для поморов это был ориентир сторон света, а так же фарватер (безопасный судовой ход).

2) Обетная: крест устанавливался в благодарность за что-то (выжил в кораблекрушении и т.д.) или вслед просьбы о чём-то (выздоровление, хороший урожай и т.д.). Есть такая мезенская поговорка: «Кто на море не бывал, тот бога не маливал».

3) Лечебная: исстари на кресты вешали полотенца, отрезы ткани, одежду. Это помогало излечиться от болезни. Чем серьёзнее болезнь или опасность, тем длиннее отрез.

4) Надмогильная: память предков. Мезень уникальна тем, что умерших хоронили не на кладбищах, а прямо рядом с домом, на родной земле. В ряде деревень общие кладбища появились лишь в 20-е годы XX века, при советской власти.

Подобная традиция корнями уходит в древне славянские времена. А сохранилась так долго, т.к. Кимжа была одним из центров старообрядчества. Здесь находился в ссылке протопоп Аввакум, здесь прожила его жена и дети, а также ученики. В 20-х гг. XVIII в. именно сюда бежали нижегородские старообрядцы, положив начало своим скитам. Кстати, благодаря старообрядцам, Кимжа считалась одной из самых грамотных деревень в округе.

Надмогильная роль проявлялась ещё и в установке креста в память о тех, кто не вернулся с моря. Например, в 1952 г. около одного из сёл был поставлен крест в память о погибших на колхозном мотоботе промысловиках; а в 1996 г. поморы установили крест в память о погибшем в Белом море Василии Дорофеевиче, отца Михаила Ломоносова.

5) Охранная: такие кресты ставились по обочинам и на перекрёстках, так предки охраняли деревню и дворы. В полях такие охранные кресты защищали от засухи и диких зверей.
К кимженским крестам ходили поклониться из многих соседних деревень.

Белый крест на фото поставлен в 1887 году. Несложно заметить, что вера в его чудодейственность сильна и по сей день. Место святое, намоленное. Когда закончились гонения на церковь и стало возрождаться православие, но ещё не шли службы, жители окрестных деревень ходили сюда поклоняться. Отметим, что крест был посещаем и в богоборческие времена. И это совсем не единичный пример: по Мезенскому краю стоят как старые, так и новые кресты. Кимженский крест стоит на высоком берегу, вокруг живописных сосновых бор. Место для особо почитаемых крестов выбрано неслучайно: в древности именно здесь располагались языческие храмы или погребения. Крыша над крестом – так же языческий пережиток, как бы воспроизведение жилища живых.
Для наглядности добавили в подборку обетных крестов и из других деревень. Не путать с крестами в память о ГУЛАГе, которых также много по Архангельской области! Более подробно ..https://vk.com/im?peers=8923194&sel=229497338

Деревня Кимжа среди успешных проектов сельского туризма в России.

Сборник «Культура и туризм на селе.» Лучшие региональные практики» выпускается для представителей туристического бизнеса, профессиональных и общественных организаций и представляет успешные проекты в сфере культуры и туризма, реализованные на сельских территориях в регионах России. Сборник выпускается с 2015 года по заказу Министерства культуры Российской Федерации. В разделе Сборника об Архангельской области представлена общая информация о …